<<назад

18.03.2014 г.

О НОВЫХ УГРОЗАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

 

(актуальное интервью)

 

Станислав Шаламов, главный редактор общественно-политического интернет-издания Юга России «Ставропольский демократ»:

 

Здравствуйте, Константин Владимирович. Нам стало известно, что недавно вы были удостоены почётного знака Управления по работе с личным составом ГУ МВД по СК «За содействие в поддержании законности и правопорядка». Отсюда вопрос к вам как к медику, как профиль вашей работы связан с профилем работы МВД?

 

Константин Небытов, директор Независимого Медицинского Центра им. Д.Р.Лунца, клинического, судебного психолога, судебного эксперта: Здравствуйте, Станислав. Ну, во-первых, этот знак был мне вручён кадровой психологической службой МВД. А, во-вторых, поступки людей, и в том числе противоправные поступки зависят от их психологического состояния. В этой части, хотелось бы отметить, что и эффективность превентивных мер в отношении нарушителей закона зависит от психологического состояния самих работников правоохранительных органов. Взять хотя бы ближайший пример противостояния на «майдане».

 

В зависимости от доступа психологических служб к участникам конфликта был возможен управляемый процесс, его локализация, равно как и полная ликвидация данной социальной напряжённости. И возможность всего этого для специалиста моего профиля несомненна, просто реальность иных сценариев зависит от политической воли людей принимающих властные решения, от финанансирования, но от финансирования во вторую очередь, главное же это – степень взаимодействия и доверия между специалистами моего профиля и специалистами силовых ведомств. По  моему мнению, не будет преувеличением сказать, что эта степень доверия находится в прямой корреляции с вопросами государственной безопасности.

 

С.Шаламов: Как известно 20 ноября 2013 года на президентском сайте kremlin.ru была опубликована Концепция Общественной Безопасности в Российской Федерации.  По моему мнению, нашим читателям может быть интересна ваша экспертная оценка этого документа с нетривиальных позиций судебной экспертизы и психиатрии в целом.

 

К.Небытов: На мой взгляд, это долгожданный и зрелый документ, показывающий, что определённый этап развития политической элиты наступил и она готова к планомерным, концептуальным действиям в предотвращении угроз обществу как действительных, так и возможных. Документ содержит в себе беспрецедентно конструктивный потенциал взаимодействия общества и государства в деле предотвращения масштабных угроз, ибо, например, пункт 26 литера «а»  говорит о выявлении и нейтрализации источников угроз общественной безопасности, а под литерой «д» говорится о превентивной защите. Это значит, что государство уходит от роли бюрократического всезнайки, и будет обращаться к специалистам, которые не только будут брошены на существующие проблемы, очевидные для всех, но и будут выявлять и разрабатывать профилактические программы, способные нейтрализовать эти угрозы.

 

С.Шаламов: То есть, вы допускаете, что государству не хватит штатных специалистов и оно может включить в свои программы такие структуры как ваш Центр?

 

К.Небытов: В нормальном государстве все граждане без исключения могут быть привлечены к содействию в сфере государственной безопасности, это – наш гражданский долг. Зрелая элита никогда не ограничивает себя, используя весь человеческий потенциал, который есть в зоне её юрисдикции. Здесь важна степень компетенции специалистов, а не приближённость к «трону». Если помните, сталинские соколы привлекали специалистов даже из мест заключения, что бесспорно было важной компонентой в могуществе СССР. Но нас искать не надо, равно и обеспечивать нам какой-то особый статус, ведь Концепция Общественной Безопасности в Российской Федерации пунктом 27 под литерой «д» говорит о необходимости взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности. То есть, правовые аспекты такого взаимодействия вызваны к жизни с момента опубликования Концепции ОБ и должны найти своё отражение в специальном законодательстве до 2017 года.

 

С.Шаламов: И что будет дальше?

 

К.Небытов: На вновь созданной правовой основе стартуют соответствующие программы, которые планируется осуществить до 2020 года. И мы готовы принять в них деятельное участие. Однако, ещё на текущем этапе, в котором мы уже принимаем участие, возможна разработка специальных программ по нашему профилю. Мы готовы не просто участвовать, а создавать такие программы. Пункт 29 Концепции ОБ под литерой «в» гласит, что содержание данного этапа состоит в разработке и внедрении комплексных целевых программ обеспечения общественной безопасности. А пункт 30 говорит о том, что оценка эффективности данных программ будет происходить с учётом общественного мнения, которое также нужно выявить, подвергнуть анализу и спрогнозировать при содействии широкого круга компетентных в данной проблематике лиц, зарекомендовавших себя, пользующихся доверием своих коллег в государственных структурах.

 

С.Шаламов: А чем вы могли бы обогатить ваших коллег в этих самых государственных структурах?

 

К.Небытов: Всякая проблема имеет свои основания, эти основания также имеют свои предпосылки. Государственным структурам хватает существующих актуальных проблем, при хорошей работе ведомств они взаимодействуют с основаниями этих проблем, но предпосылки столь многочисленны, что влиять на них может только всё общество в целом, или, по крайней мере, та его часть, которая а) лояльна и б) компетентна.  Последним двум условиям мы отвечаем, я бы сказал, исчерпывающе. Мы открыты, ответственны, идём на контакт, всегда готовы дать свои экспертные оценки.

 

С.Шаламов: А что конкретно можно добавить в уже существующие направления, обозначенные в Концепции ОБ?

 

К.Небытов: В уже обозначенных направлениях можно найти большой простор для взаимодействия с государственными органами. Но что-то можно выделить в отдельные программы. Например, всякий гражданин совершивший антиобщественные деяния, должен быть исследован на предмет мотивов своих действий и актуальности этих мотивов на предмет повторения противоправных проступков в будущем. Это как минимум психологический анализ личности, как максимум заведение медицинской карточки, если к тому есть основания. Всё общество в целом не должно страдать от внутренних проблем каждого индивидуума. Новая угроза, о которой не говорит Концепция ОБ, это пси-угроза. Эта тема много шире, чем то, о чём я сказал. Мы не затрагиваем пока проблему психотронных устройств, например. Новые угрозы могут быть и в сфере коммуникации, но не в привычном понимании информационных сетей, защиты информации, а гораздо глубже. Проблема коммуникации как проблема смыслов заложенных в культурном коде, защита русского языка. Ведь эффективность пропаганды в хорошем смысле этого слова, равно как и успех в воспитании культурного гражданина зависит от понимания того, что ему сообщается в воспитательных и общеобразовательных учреждениях. Здесь важны рекомендации психо-лингвистов, которые а) лояльны, б) компетентны. Только так мы сохраним связь поколений, политическую преемственность элит, что связано с успешностью курса государственной политики в целом. Не нужно забывать, что каждый герой мультфильма несёт сумму алгоритмов, которые могут быть как успешны, так и разрушительны. Сейчас у государства уже достаточно сил, чтобы в превентивном режиме оценить, а что же закладывается в голову маленького гражданина, что, кем и с какой целью. И я только коснулся данной проблематики, она, на самом деле, объёмна.

 

Есть ещё проблема регионального характера, связанная с проблемами сепаратизма. Как видно по текущим событиям, запущенные процессы остановить невозможно, и решать в этой сфере нужно только заблаговременно, то есть превентивно, используя логистику. Как известно большие предметы являются ломкими, ибо содержат в себе так называемые точки сингулярности, воздействие на которые даёт кратно больший эффект, чем воздействие на другие. Россия – самое крупное государство на планете, и всё сложнее, чем простая математика, ибо от перестановки слагаемых «сумма» существенно меняется. Здесь факторы самые разные, а потому программы должны быть комплексными, и трудиться над их исполнением должны самые разные специалисты. Культурные и религозные особенности на Кавказе, близость сильного соседа – Дальний Восток и Китай, политическая взрывоопасность таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург, составляющих 10% населения страны. Представьте, что будет со страной, если произойдёт обострение на всех трёх направлениях. Казалось бы, симптомы везде разные, а болезнь одна и она требует комплексного решения и действенных мер уже сегодня, в рамках профилактики.

 

С.Шаламов: Благодарю Вас, Константин Владимирович, Вы – очень интересный собеседник. Хотелось бы верить, что большая часть читателей поняли необыкновенную важность того, о чём вы так осторожно говорили. Ещё раз, спасибо.

 

Источник: http://stavdem.ru/a_18_03_14.htm