<<назад

 

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Актуальность проблемы.

С момента принятия правительством Российской Федерации закона от 2 июля 1992г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» было приложено не мало усилий в направлении совершенствования системы психиатрической помощи.

Однако к началу 2000-х годов не смотря на все, ставропольская система психиатрической помощи населению пришла в весьма плачевное состояние.

Согласно докладу «О состоянии соблюдения прав и свобод человека в Ставропольском Крае в 2003г.» уполномоченного по правам человека в СК Селюкова А.И. (глава 11): «По данным медиков на Ставрополье находится под наблюдением свыше 69,5 тысяч человек, т.е. большая часть населения испытывает проблемы – от депрессии до тяжелейших и зачастую неизлечимых, душевных заболеваний. Почему такое происходит? Кризисное состояние общества, бедность и нищета, слом привычной системы ценностей, межнациональные конфликты, техногенные катастрофы и прочие сложности не могут не сказываться на здоровье человека. Поэтому рассмотрение вопроса «О защите прав лиц, страдающих психическими расстройствами» на заседании Экспертного Совета по оценке соблюдения прав и свобод человека в крае стало своевременным и актуальным.

   В ходе обсуждения были подняты острейшие проблемы, без решения которых само оказание психиатрической помощи населению может оказаться под вопросом... действующая система охраны психического здоровья жителей края нуждается в развитии и совершенствовании с учетом практических рекомендаций ООН и опыта международных, государственных организаций, работающих в области защиты прав человека».

В целях объединения усилий специалистов в области психиатрии и здравоохранения в целом, общественных организаций, представителей власти, педагогов, служб социальной поддержки по решению проблем в области системы психиатрической помощи с 2006 года при главном психиатре Минзравсоцразвития РФ был создан Общественный совет по вопросам психического здоровья.

В 2006г. вышел Приказ Росздравнадзора от 18.09.2006 № 2070-ПР/06 (ред. от 24.10.2008) «О создании Общественного совета по защите прав пациентов при федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».

В 2007г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации    от 10.05.2007 № 280 «О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», где была предусмотрена подпрограмма «Психические расстройства».

Реализация данных мер по улучшению положения в системе психиатрической помощи ознаменовались в Ставропольском крае в 2008 году громким делом Дмитрия Медкова и СККПБ №1.

В результате совместной работы Независимого медицинского центра имени Д.Р. Лунца и Общественного совета по развитию гражданского общества и правам человека ЮФО и СКФО были обнаружены существенные нарушения  в заключениях судебно-психиатрических экспертных комиссий СККПБ №1, количество и весомость выявленных нарушений ставят под сомнение эффективность работы СККПБ №1 в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 28 августа 1992г. № 240 «О состоянии и перспективах развития судебной психиатрии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в ред. Приказов Минздрава РФ от 24.03.93 № 49, от 19.05.2000 N 165).

Подобные обстоятельства вынуждают говорить о наличии систематических нарушений прав пациентов психиатрических учреждений в Ставропольском крае, предусмотренных законом «О психиатрической помощи…».

 

Причины.

Причины подобного положения в системе психиатрической помощи Ставропольского края кроются в бесконтрольности данной области медицины, что особенно отражается на качестве производимых однородных и комплексных судебно-психиатрических экспертиз. Добросовестно написанная констатирующая часть судебно-психиатрических экспертных заключений часто соседствует с полным отсутствием целых разделов, предписанных инструкцией, указаниями и методическими рекомендациями ГНЦ им. В.П. Сербского (касающихся систематизации и квалификации полученных данных, обсуждения возможных альтернативных мнений), и – главное – обоснования сделанных выводов. Более того, эти выводы нередко находятся в грубом противоречии не только с констатирующей частью акта экспертизы, но и с научными положениями, разработанными в том же ГНЦ им. Сербского. Подтверждением тому служит экспертная статистика, ежегодно публикуемая в аналитических обзорах ГНЦ, свидетельствует о существенных различиях в подходах региональных экспертных комиссий к решению как диагностических, так и экспертных вопросов. Данные экспертной статистики намного отличаются, в свою очередь, от показателей, отражающих судебную практику. Обнаруживается разнобой и в самой правоприменительной практике. В такой ситуации повышается риск вынесения судом необоснованных решений.

Ст. 38 закона «О психиатрической помощи…» предусматривает создание службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах:

(1) Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

(2) Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

Однако данная служба до сих пор не создана.

Как отметил в своем интервью газете «Ставропольская правда» от 08.11.2011г. главный психиатр Ставропольского края, главный врач краевой клинической психиатрической больницы №1 И.А. Былим: «Действительно, закон предусматривает создание государством не зависимой от органов здравоохранения службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Ее представители должны стать эдакими государственными опекунами, принимать жалобы и заявления пациентов, решать их проблемы с администрациями психиатрических учреждений или с органами представительной и исполнительной власти, в конце концов, обращаться в прокуратуру или суд. Поймите, это не наше дело».

 

Пути решения проблемы.

В целях повышения эффективности работы системы психиатрической помощи в Ставропольском крае руководство Независимого медицинского центра имени Д.Р. Лунца предлагает создать «Комитет по надзору в сфере психиатрии», который бы осуществлял свою деятельность на территории Ставропольского края.

Данный Комитет - это наблюдательный механизм за всеми инстанциями, задействованными в решении правовых вопросов в отношении лиц с психическими расстройствами как  в случаях принудительной госпитализации и ее последствиях, так и в случаях добровольной госпитализации и лечения, особенно в тех случаях, когда их продолжительность  превышает определенный срок.

В целях достижения эффективной деятельности Комитета предлагаем организовать работу комитета в соответствии с методическими указаниями Всемирной организации здравоохранения, изложенными в Своде методических рекомендаций по вопросам политики и оказания услуг в области психического здоровья «Законодательство в области психического здоровья и права человека» (2006г.) и «Принципами защиты психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 46/119 от 17 декабря 1991г.):

а) состав специалистов, входящих в Комитет, носит междисциплинарный характер (юристы, врачи-психиатры, клинические психологи);

б) Комитет обладает финансовой и административной независимостью от государственных учреждений, имеющих полномочия предоставлять услуги для лиц с психическими расстройствами;

в) деятельность Комитета полностью построена на международных правовых актах и Российском законодательстве в области психического здоровья.

Для создания данного Комитета предлагаем обратиться к руководителю Общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по СК Байраку Владимиру Николаевичу с целью наделения Комитета соответствующими полномочиями, закрепленными в Положении о Комитете (Приложение №1).

В состав совета предлагаем включить следующих лиц:

Уваров Виктор Владимирович – доцент Кафедры психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии ИПДО СтГМА, кандидат медицинских наук;

Садовничий Константин Станиславович – врач-психиатр, психотерапевт Клиники пограничных состояний СтГМА, судебный психиатр-эксперт кандидат медицинских наук;

Небытов Константин Владимирович – директор Независимого медицинского центра имени Д.Р. Лунца, клинический психолог, судебный психолог-эксперт, член палаты судебных экспертов;

Дерявенко Владимир Иванович – председатель Центрального Совета межрегиональной общественной организации по развитию гражданского общества и правам человека ЮФО и СКФО;

Соболева Светлана Геннадьевна – член Центрального Совета межрегиональной общественной организации по развитию гражданского общества и правам человека ЮФО и СКФО, юрист.

 

 

Директор Независимого Медицинского центра

имени Д.Р. Лунца, клинический психолог,

судебный психолог – эксперт,

член палаты судебных экспертов                                                                Небытов К.В.

 

 

Приложение №1


ПОЛОЖЕНИЕ

О Комитете по надзору в сфере психиатрии

 

1. Комитет по надзору в сфере психиатрии создается для оказания помощи в решении сложных организационных, клинико-диагностических, экспертных и социально-правовых вопросов, возникающих в процессе работы по организации психиатрической помощи населению.

2. В состав Комитета входят квалифицированные врачи-психиатры, ученые, организаторы психиатрической помощи, юристы, медицинские психологи и другие специалисты, компетентные в вопросах охраны психического здоровья. Комитет формируется на основе добровольного участия специалистов в его деятельности.

3. Основными направлениями деятельности Комитета по надзору в сфере психиатрии и его членов являются:
- участие в разработке предложений и экспертная оценка комплексных планов по развитию и совершенствованию охраны психического здоровья населения, а также нормативных и инструктивно-методических документов для психиатрической службы Ставропольского края;
- изучение состояния и качества специализированной помощи лицам с психическими расстройствами в данной территории путем проверки в установленном порядке работы соответствующих лечебно-профилактических учреждений и отдельных специалистов;
- оценка, по обращению физических или юридических лиц сложных и спорных случаев клинико-диагностических и экспертных заключений в отношении психического состояния граждан, медико-социальных ограничений необходимости применения различных форм и методов лечения и наблюдения и т.п.;
- экспертная оценка годовых заявок соответствующих органов и учреждений здравоохранения на медикаменты, аппаратуру и оборудование, применяемые в психиатрической практике;
- участие в разработке и реализации мер по охране прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, а также мер по защите общества от опасных действий психически больных;
- оказание консультативной и организационно-методической помощи по входящим в их компетенцию вопросам органам и учреждениям здравоохранения.

4. Комитет возглавляет председатель, избираемый членами Комитета путем прямого открытого голосования, для организации работы Комитета избирается ответственный секретарь. Решение Комитета считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава членов Комитета.

5. Для осуществления своих функций члены Комитета имеют право запрашивать из учреждений здравоохранения медицинскую документацию граждан, в отношении которых рассматриваются сложные и спорные вопросы.

6. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из источников, разрешенных законодательством Российской Федерации.